Проект разработан Отделом стандартизации в здравоохранении
НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением
под руководством профессора Воробьева П.А.
1. Введение
1.1. Клинический протокол медицинской организации (далее по тексту клинический протокол) — нормативный документ, определяющий требования к выполнению медицинской помощи больному при определённом заболевании, с определённым синдромом или при определённой клинической ситуации в медицинской организации.
Цель разработки клинического протокола — нормативное обеспечение системы управления качеством медицинской помощи в медицинской организации.
Клинический протокол медицинской организации разрабатывается для решения следующих задач:
- выбор оптимальных технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для конкретного больного;
- защита прав пациента и врача при разрешении спорных и конфликтных вопросов;
- проведение экспертизы и оценки качества медицинской помощи больным с определённым заболеванием, синдромом или в определённой клинической ситуации, и планирования мероприятий по его совершенствованию;
- планирование объёмов медицинской помощи;
- расчёт необходимых затрат на оказание медицинской помощи;
- обоснование программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению.
1.2. Технология разработки клинического протокола сформирована с учётом имеющегося отечественного и зарубежного опыта по формированию федеральных протоколов ведения больных (далее по тексту федеральные протоколы), клинических рекомендаций (руководств), научных публикаций и действующих нормативных документов, определяющих принципы управления качеством медицинской помощи.
1.3. Основанием для создания клинического протокола являются федеральные протоколы ведения больных, исходя из положения, что федеральные протоколы описывают общие требования к процессу оказания медицинской помощи больному с определённым заболеванием (синдромом, клинической ситуацией), включая амбулаторно-поликлиническую, стационарную, высокоспециализированную помощь. Федеральные протоколы направлены на обеспечение целостности лечебно-диагностического процесса, преемственности и взаимосвязи в оказании медицинской помощи в различных медицинских организациях и не учитывают конкретные особенности отдельных медицинских организаций (материально-технические условия, сложившиеся организационно-технологические подходы к оказанию медицинской помощи и др.), которые определяют пути реализации установленных требований. Таким образом, федеральные протоколы касаются различных медицинских организаций, каждая из которых должна самостоятельно определить, требования каких фрагментов протоколов и в какой части распространяются на ее деятельность.
1.4. Клинический протокол базируется на федеральном протоколе в части описания требований к оказанию медицинской помощи, но в отличие от него содержит описание стандартных операций и процедур медицинской организации, обеспечивающих выполнение требований федерального протокола. При наличии клинико-экономического протокола (стандарта) на уровне региона или муниципального образования, клинический протокол медицинской организации с ним согласуется. Таким образом, клинический протокол медицинской организации является составной частью 3-х уровневой системы (федеральный, региональный уровни и уровень медицинской организации), регулирующей объемы и качество оказания медицинской помощи.
1.5. Медицинская организация может провести разработку клинического протокола по теме, по которой федеральный протокол отсутствует. При этом соблюдаются изложенные в настоящем документе принципы и порядок разработки клинического протокола.
2. Порядок разработки клинического протокола медицинской организации
Разработка клинического протокола в медицинской организации включает в себя:
- формирование рабочей группы (органа по стандартизации, формулярной комиссии)
- разработку регламента деятельности рабочей группы, формирование текста (требований, содержательной части) клинического протокола
- внедрение клинического протокола в деятельность медицинской организации
- оценку эффективности его применения по установленным для каждого клинического протокола критериям оценки качества
2.1. Формирование рабочей группы
Для подготовки клинического протокола и координации работ по его внедрению создается рабочая группа, в которую входят:
- главный врач или его заместитель по лечебной и клинико-экспертной работе;
- ведущие специалисты, сфера деятельности которых соответствует области применения клинического протокола;
- руководители (или уполномоченные ими лица) всех отделений (подразделений) медицинской организации, участвующих в оказании медицинской помощи пациентам, на которых распространяются требования клинического протокола;
- клинический фармаколог;
- клинический трансфузиолог;
- руководители служб функциональной, лучевой, эндоскопической, лабораторной, морфологической диагностики;
- представители страховых медицинских организаций;
- иные лица, по усмотрению руководителя медицинской организации.
В составе рабочей группы определяются Председатель (главный врач или его заместитель по лечебной и клинико-экспертной работе), заместители Председателя и секретарь. Количественный состав рабочей группы может варьировать в зависимости от вида, мощности и профильности медицинского учреждения.
Целесообразно, чтобы все виды деятельности, связанные с управлением качеством медицинской помощи, включая разработку клинических протоколов, формулярных перечней и справочников, были объединены на уровне одного экспертного органа (рабочей группы) медицинской организации – экспертного органа по управлению качеством. В случае если в медицинской организации уже создана и эффективно работает формулярная комиссия, на нее можно возложить функцию экспертного органа по управлению качеством.
Рабочая группа ответственна за формирование клинических протоколов, их внедрение и мониторирование.
Деятельность рабочей группы определяется Положением или иным нормативным документом, который определяет цели, задачи, принципы и порядок ее деятельности. Положение о деятельности рабочей группы, списочный состав, ответственные исполнители по каждому клиническому протоколу и сроки разработки каждого протокола утверждаются Приказом главного врача или иным нормативным документом в установленном порядке.
Все заседания рабочей группы протоколируются (Приложение 1).
Все предложения членов рабочей группы вносятся на рассмотрения в письменном виде. На каждый клинический протокол заводится специальная папка (файл), куда заносится вся информация (изменения и дополнения) по разрабатываемому клиническому протоколу. После завершения разработки клинического протокола файл направляется в архив рабочей группы.
2.2. Методы формирования рабочей группы по подготовке клинических протоколов медицинской организации
Эффективность деятельности рабочей группы определяется не только компетентностью специалистов в различных областях медицины, но и их навыками экспертной работы. Важно, что члены рабочей группы не назначаются, а выбираются на основании какой-либо научно обоснованной методики. При формировании рабочей группы по подготовке клинического протокола необходимо использовать формализованные методы подбора экспертов и оценки их компетентности. Эксперт рабочей группы по подготовке клинического протокола должен обладать специальными навыками экспертной оценки, в связи с чем целесообразно обучение экспертов до начала работы над клиническим протоколом (Приложение 2, Приложение 3).
2.3. Методы принятия решений, применяемые при подготовке клинических протоколов
Организацию деятельности рабочей группы следует осуществлять в соответствии с общими принципами работы в команде.
Процесс разработки и внедрения клинических протоколов должен быть описан (формализован), согласован и утвержден участниками рабочей группы.
Все решения при подготовке клинического протокола рабочая группа принимает на основе согласия (консенсуса). Голосование не допускается.
При работе над клиническим протоколом медицинской организации эксперты могут использовать элементы различных методов рационального принятия решений (Приложение 4).
2.4. Обучение членов рабочей группы по подготовке клинических протоколов
До начала деятельности необходимо провести обучение членов рабочей группы по следующим направлениям:
- система управления качеством в здравоохранении;
- общие принципы разработки и внедрения федеральных протоколов ведения больных и клинических протоколов;
- организация и методы экспертной работы при разработке протоколов;
- использование номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, Государственного реестра лекарственных средств, Федерального руководства для врачей по использованию лекарственных средств, Справочника лекарственных средств Формулярного комитета;
- основы доказательной медицины, клинико-экономического анализа;
- роль клинических протоколов в системе управления качеством медицинской помощи, некоторые вопросы экономического обоснования протоколов и т.д.
При необходимости проводится дополнительная подготовка членов рабочей группы по медицинской специальности, соответствующей теме клинического протокола.
Обучение должно быть организовано на территориальном уровне по разработанным и утвержденным в установленном порядке программам тематического усовершенствования. При необходимости возможно направление отдельных специалистов на федеральный уровень.
В первую очередь проводится обучение лиц с качествами лидеров, способных обучать в последующем членов рабочих групп по формированию клинических протоколов на уровне медицинских организаций.
2.5. Этапы разработки клинического протокола медицинской организации
Разработка клинического протокола в рабочей группе проходит следующие этапы:
- Изучение содержания федерального протокола.
- Ситуационный анализ.
- Наполнение текстовой и графической части клинического протокола.
- Формирование плана внедрения клинического протокола.
Рабочая группа знакомится с содержанием федерального протокола и разрабатывает на его основе клинический протокол медицинской организации. При отсутствии федерального протокола ведения больных клинический протокол формируется в медицинской организации с учетом принципов, изложенных в отраслевом стандарте «Протоколы ведения больных. Общие требования», утверждённом Приказом МЗ РФ № 303 от 3 августа 1999 года.
Разработке содержательной части клинического протокола должен предшествовать ситуационный анализ. Основной целью ситуационного анализа является оценка возможностей медицинской организации по выполнению требований федерального протокола, выявление возможных препятствий к реализации основных требований. На основании результатов ситуационного анализа формируются объемы медицинской помощи, указанные в клиническом протоколе и план мероприятий по его внедрению.
При проведении ситуационного анализа следует обратить внимание на следующие аспекты:
- демографическая и эпидемиологическая ситуация в районе обслуживания медицинской организации, (основные показатели состояния здоровья населения, определяющие структуру обращаемости за медицинской помощью, помогают выбрать протоколы для первоочередного внедрения);
- действующие нормативные документы, регламентирующие доступность медицинских услуг и лекарственных средств в регионе и медицинской организации (стандарты, формуляры, перечни лекарств для льготного отпуска и др.);
- обеспеченность кадрами и подготовка кадров;
- обеспеченность медицинской техникой и изделиями медицинского назначения;
- наличие автоматизированных рабочих мест и отдельных программных продуктов в медицинских организациях;
- особенности оказания медицинской помощи в медицинской организации – мощность, нагрузка, число и профиль подразделений, необходимость сотрудничества с другими медицинскими организациями для обеспечения целостности лечебно-диагностического процесса и др.
1). При отсутствии в организации достаточных условий для выполнения требований федерального протокола ведения больных в плане необходимо предусмотреть перечень и очередность реализации мероприятий, позволяющих обеспечить необходимые условия, например:
- согласование требований протокола с формулярными перечнями и иными документами, регламентирующими доступность медицинских услуг и лекарственных средств;
- согласование объёмов медицинской помощи с плательщиками (фондами ОМС, страховыми медицинскими организациями);
- изменение штатного расписания;
- приобретение необходимого оборудования;
- дополнительное обучение персонала.
По результатам может быть составлен перечень необходимого медицинского оборудования для реализации клинического протокола.
2). В медицинских организациях, в которых объёмы оказываемой помощи соответствуют требованиям федерального протокола или опережают их, основной перечень услуг и лекарственных средств при необходимости может быть расширен за счет перенесения в него услуг и лекарств из дополнительного перечня.
В клинический протокол могут быть внесены также услуги, не предусмотренные федеральным протоколом, при условии наличия убедительных доказательств их эффективности и безопасности, с учетом экономической целесообразности.
Следует принимать во внимание, что клинический протокол носит опережающий характер, в нем должны быть заложены направления совершенствования оказания помощи больным с определенным заболеванием (нозологической формой, синдромом) или в определенной клинической ситуации.
Повысить эффективность внедрения клинического протокола в медицинской организации можно при помощи следующих мероприятий:
- инсталляция электронной версии клинического протокола в информационные системы медицинской организации;
- размножение таблиц, схем, алгоритмов, облегчающих восприятие требований протокола (могут быть использованы как наглядный материал, размещённый на стендах ординаторских, кабинетов, на столах и пр.);
- разработка механизмов стимулирования медицинских работников к соблюдению требований протокола и др.;
- организация школ для больных (аналогично существующим школам больных с артериальной гипертензией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой).
Разработанный клинический протокол и план мероприятий по его внедрению вводятся в действие приказом главного врача или иным нормативным документов в установленном порядке. Внедрение клинического протокола является формализованной процедурой. Разработка и утверждение плана внедрения клинического протокола подразумевает определение перечня необходимых мероприятий по обеспечению возможности соблюдения его требований, ответственных за каждое мероприятие, сроков и критериев оценки достижения результатов.
Контроль за соблюдением плана мероприятий по внедрению клинического протокола целесообразно возложить на рабочую группу по подготовке и внедрению клинического протокола. С определённой периодичностью (раз в месяц, квартал или полугодие) рабочей группе необходимо пересматривать и уточнять план мероприятий.
2.6. Обучение медицинских работников на этапе внедрения клинических протоколов
Обучение медицинских работников является обязательной частью процесса внедрения клинического протокола. Обучение проводится по тем же основным темам, что и обучение членов рабочей группы по разработке клинических протоколов: система управления качеством в здравоохранении; общие принципы разработки и внедрения федеральных протоколов ведения больных и клинических протоколов, организация и методы экспертной работы при разработке протоколов; использование номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, доказательная медицина, клинико-экономический анализ, роль клинических протоколов в системе управления качеством медицинской помощи, некоторые вопросы экономического обоснования протоколов и т.д.
Обучение организуется непосредственно в организации с привлечением членов рабочей группы по разработке протоколов. При необходимости отдельные специалисты направляются для прохождения усовершенствования в учреждениях последипломного образования.
Для обеспечения непрерывности образования следует планировать проведение постоянных мероприятий – научно-практических конференций, клинических разборов, школ и т.д., - по проблемам разработки и внедрения клинических протоколов с разбором результатов и проблем по их внедрению.
3. Структура и содержание клинического протокола медицинской организации
В медицинской организации используются те разделы федерального протокола, которые имеют непосредственное отношение к условиям выполнения медицинской помощи в данной организации.
Разрабатываемый клинический протокол имеет следующие разделы:
- модель пациента;
- критерии и признаки отнесения пациентов к модели;
- перечень медицинских услуг основного и дополнительного ассортимента (в зависимости от условий оказания и функционального назначения медицинской помощи при многопрофильности медицинской организации);
- перечень лекарственных средств основного и дополнительного ассортимента;
- стандартные операции и процедуры по выполнению требований протокола;
- требования к режиму труда, отдыха, лечения или реабилитации; к диетическим назначениям и ограничениям;
- особенности получения информированного согласия пациента при выполнении протокола и дополнительная информация для пациента и членов его семьи;
- возможные исходы для каждой модели с учетом каждого этапа диагностики и лечения, временных параметров достижения исхода;
- индикаторы качества медицинской помощи больным, помощь которым оказывается в соответствии с данным клиническим протоколом.
3.1. Модели пациента клинического протокола
Клинический протокол, начинается с модели (перечня моделей) пациента – формализованного описания характеристик пациента, определяющих тактику его ведения по данному протоколу. Модели пациента сформированы в федеральных протоколах ведения больных, выбираются специалистами в соответствии с деятельностью медицинской организации и включают:
- наименование нозологической формы или синдрома,
- соответствующий код по МКБ-10,
- фаза заболевания,
- стадия (если необходимо),
- осложнения (или отсутствие осложнений).
Пример модели пациента:
Нозологическая форма: железодефицитная анемия
Код по МКБ-10: D 50.0
Фаза: любая
Стадия: любая
Осложнение: вне зависимости от осложнений
Возможна также разработка протокола для клинических ситуаций – случаев, требующих регламентации медицинской помощи вне зависимости от заболевания или синдрома (например, поступление экстренного больного в стационар, перевод из отделения в отделение, проведение скрининга для выявления заболевания, профилактика пролежней, профилактика тромбоэмболии легочной артерии и т.д.). В таком случае формируется ситуационная модель пациента, в которой обозначается группа заболеваний, профильность и функциональное назначение отделений, медицинской организации, которые оказывают помощь в соответствии с данным протоколом.
Клинический протокол может включать как одну, так и несколько моделей.
При отсутствии федерального протокола ведения больных модели пациентов формируются при разработке клинического протокола медицинской организации. Принципы формирования моделей пациента изложены в отраслевом стандарте «Протоколы ведения больных. Общие требования», утверждённом Приказом МЗ РФ № 303 от 03.08.1999 г.
Если в медицинской организации имеются различные условия оказания медицинской помощи для каждой модели пациента определяются условия ее оказания (амбулаторные, стационарные, санаторно-курортные) и функциональное назначение (диагностика, профилактика, лечения, реабилитация).
Для каждой модели на основе соответствующих разделов национального протокола разрабатываются и представляются в табличной форме:
- перечень медицинских работ и услуг для диагностики заболевания (основной и дополнительный);
- перечень медицинских работ и услуг для лечения заболевания (основной и дополнительный);
- перечень групп лекарственных средств и международных непатентованных наименований лекарственных средств для лечения заболевания (основной и дополнительный).
3.2. Основной и дополнительный перечни медицинских услуг
В перечнях диагностических и лечебных медицинских услуг для каждой модели указываются (см. Табл. 1):
- код медицинской работы (услуги) – согласно Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении;
- наименование медицинской работы (услуги) – согласно Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении;
- частота предоставления услуги в группе пациентов, подлежащих ведению по данному плану (для основного перечня составляет 1,0, т.е. 100%);
- кратность оказания услуги каждому пациенту, т.е. количество услуг в среднем на одного больного;
- подразделение, в котором выполняется медицинская работа и услуга;
- специалист, назначающий медицинскую работу и услугу;
- сроки выполнения медицинской работы и услуги (при необходимости);
- используемые в медицинской организации методики выполнения медицинских работ и услуг;
- вид отчётности о выполнении работы и услуги.
Таблица 1
Код | Наименование | Частота предоставления | Среднее количество |
---|
В клиническом протоколе указываются как простые медицинские услуги (например, измерение массы тела, определение белка в моче), так и сложные и комплексные (например, прием (осмотр, консультация) врача-невропатолога первичный). При этом состав сложных и комплексных медицинских услуг расшифрован в соответствующем разделе Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении.
Разработчик клинического протокола обращает внимание на состав сложных и комплексных медицинских услуг, в том числе их деление на обязательный и дополнительный ассортимент. Если в состав сложной и комплексной услуги включено больше простых медицинских услуг, чем необходимо для выполнения конкретного клинического протокола, следует перечислить простые медицинские услуги, а не указывать сложную, комплексную.
Частота предоставления услуги в группе пациентов, подлежащих ведению по данному плану, отражает вероятность выполнения медицинской работы (услуги) для данной модели пациента на 100 человек и может принимать значение от 0 до 1, где 1 означает, что всем 100% пациентов, соответствующим данной модели, необходимо оказать данную услугу. Цифры менее 1 означают, что настоящая услуга оказывается не всем пациентам, а при наличии соответствующих показаний и возможности оказания подобной услуги в конкретном учреждении. Так, частота 0,1 означает, что данная услуга назначается в среднем 10% пациентов; 0,5 – 50% пациентов.
Таким образом, каждой модели пациента соответствуют перечни работ и услуг двух уровней:
- основного – минимальный набор работ и услуг, оказываемых пациенту независимо от особенностей течения заболевания;
- дополнительного, который содержит перечень работ и услуг, обусловленных особенностями течения заболевания.
Услуги с частотой выполнения 1,0 формируют основной перечень, а услуги с частотой выполнения менее 1,0 - дополнительный перечень. Основной перечень – это минимальный, но достаточный набор работ и услуг, которые должны быть оказаны всем пациентам, соответствующим критериям модели пациента при отсутствии у них противопоказаний.
Поскольку одной из задач клинических протоколов медицинских организаций является обеспечение прав граждан на доступную медицинскую помощь, основные перечни медицинских услуг и лекарственных средств не могут быть меньше, чем в федеральных протоколах, но могут быть расширены за счет перевода в них услуг дополнительного ассортимента.
Частота предоставления услуг в дополнительном перечне определяется экспертами-разработчиками с учетом доказательств эффективности и экономической целесообразности применения услуг, собственного опыта практической работы, возможностей медицинской организации. Критерии назначения работ и услуг из дополнительного перечня описываются дополнительно в тексте-пояснении к таблице.
Внесение в основной перечень иных, не указанных в федеральном протоколе, работ и услуг может проводиться при наличии должного обоснования, которое базируется на результатах лучших научных исследований, выполненных в соответствии с положениями медицины, основанной на доказательствах, а также клинико-экономическом анализе (Приложение 5, Приложение 6).
При отсутствии федерального протокола ведения больных основной и дополнительный перечни медицинских услуг формируются в медицинской организации с учетом принципов, изложенных в отраслевом стандарте «Протоколы ведения больных. Общие требования», утверждённом Приказом МЗ РФ № 303 от 03.08.1999 г.
3.3. Основной и дополнительный перечни лекарственных средств
В требованиях к лекарственной терапии приводятся (см. Таблицу 2):
- фармакотерапевтические группы лекарственных средств, которые должны быть назначены пациентам, соответствующим данной модели (согласно фармакотерапевтической классификации, использованной в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, например «средства для лечения заболеваний почек и мочевыводящих путей»);
- группы лекарственных средств согласно анатомо-химическо-терапевтической (АХТ) классификации (например, диуретики) в соответствии с Государственным реестром лекарственных средств;
- международные непатентованные наименования лекарственных средств (МНН), рекомендованные к применению торговые наименования;
- стандартные операции и процедуры по обеспечению выполнения требований к лекарственному лечению: сроки назначения лекарственного средства; указание на специалиста (в случае необходимости), преимущественно назначающего лекарственное средство; иные особые указания (например, указание на те лекарственные средства, которые назначаются только после консультации с клиническим фармакологом, клинико-экспертной комиссией, узкими специалистами) и др.
Таблица 2
ФТГ | АХТ | МНН | Частота назначения | ОДД | ЭКД |
---|
Ориентировочная дневная доза (ОДД) определяется в соответствии с рекомендациями клинических протоколов ведения больных, Федерального руководства для врачей по использованию лекарственных средств, иными источниками информации о лекарственных средствах).
Эквивалентная курсовая доза (ЭКД) лекарственного средства равна количеству дней назначения лекарственного средства умноженному на ориентировочную дневную/суточную дозу.
Частота назначения может принимать значения от 0 до 1, где 1 означает, что 100% пациентов, соответствующих данной модели, должны получать лекарственные средства данной фармакотерапевтической или АХТ группы (лекарственные средства с частотой 1,0 формируют основной перечень).
Сумма всех частот назначения МНН внутри группы равна 1 (100%), если предполагается, что больному назначается только одно из альтернативных МНН.
Если необходимо назначение комбинированной терапии (двух или более препаратов внутри АХТ-группы одновременно), частота назначения МНН внутри группы, соответственно, больше 1. Например, двух и более антибиотиков одновременно или последовательно.
Перечень лекарственных средств, указанных в клиническом протоколе, должен быть согласован с формулярным перечнем медицинского учреждения. В ситуации, когда при разработке протокола выясняется, что для обеспечения качественной медицинской помощи необходимо использование лекарственных средств, отсутствующих в формулярном перечне организации, может быть подано на рассмотрение предложение о включении нового лекарственного средства в перечень в соответствии с действующими процедурами работы Формулярной комиссии.
При отсутствии в медицинской организации формулярного перечня целесообразно инициировать работу по его созданию.
Кроме МНН лекарственных средств целесообразно указывать также рекомендуемые торговые наименования лекарственных препаратов.
При отсутствии федерального протокола ведения больных основной и дополнительный перечни лекарственных средств формируются в медицинской организации с учетом принципов, изложенных в отраслевом стандарте «Протоколы ведения больных. Общие требования», утверждённом Приказом МЗ РФ № 303 от 03.08.1999 г.
3.4. Требования к режиму труда, отдыха, лечения или реабилитации, к диетическим назначениям и ограничениям
В клиническом протоколе отмечаются рекомендации по ограничению физических или иных нагрузок, дополнительные нагрузки, включая лечебную физкультуру, изменения в образе жизни пациента, требования к диетическим назначениям, которые могут существенным образом отразиться на течении заболевания и должны быть рекомендованы пациенту.
Требования к диетическим назначениям могут включать ссылки на утвержденные в установленном порядке диеты, или описание соответствующих диетических назначений. В случае отсутствия специальных рекомендаций в этом разделе должно быть указано, что назначения и ограничения (дополнительные рекомендации) режима труда, отдыха, лечения или реабилитации, диетические назначения и ограничения не предусмотрены.
3.5. Особенности получения информированного согласия пациента при выполнении протокола и дополнительная информация для пациента и членов его семьи
В разделе «Особенности получения информированного согласия пациента при выполнении протокола и дополнительная информация для пациента и членов его семьи» описывается процедура получения информированного согласия пациента при ведении его согласно протоколу (информация, которая должна быть в обязательном порядке сообщена пациенту; технологии, на использование которых должно быть получено письменное согласие и т.п.)
При наличии в протоколе ведения больного потенциально опасных для жизни и здоровья пациента методов профилактики, диагностики и лечения целесообразно отдельно отмечать необходимость и форму предоставления сведений о возможных осложнениях, методах их профилактики и коррекции.
При наличии в медицинской организации согласованной и утвержденной формы и процедуры информирования пациента об оказываемой ему медицинской помощи в данном разделе клинического протокола описываются только особенности получения информированного согласия в рамках описываемой протоколом нозологической формы, синдрома, клинической ситуации.
Дополнительная информация для пациента включает информацию для самолечения и информацию для членов семьи по уходу за пациентом, особенностям его питания, режима, приема медикаментов, в некоторых случаях - по выполнению более сложных процедур (например перитонеального диализа, постоянной малопоточной оксигенации и т.п.).
3.6. Возможные исходы для каждой модели на различных этапах диагностики и лечения, временные параметры достижения исхода
Под исходами заболеваний в целом понимают медицинские, социальные и экономические результаты применения медицинских технологий, ожидаемые при оказании помощи согласно протоколу.
При формировании федерального протокола ведения больных эксперты вносят в таблицы наименование исхода (в соответствии с Классификатором исходов), экспертным путем оценивают частоту возникновения исхода, дают описание критериев и признаков данного исхода, указывают ориентировочное время достижения исхода и отражают признаки и критерии, определяющие преемственность оказания медицинской помощи на ее этапах при определенных исходах. В правой колонке эксперты приводят сведения о необходимости перевода пациента из учреждения в учреждение или из отделения в отделение и т.д. (см. Таблица 3)
Таблица 3
Наименование исхода | Частота развития исхода | Критерии и признаки исхода при данной модели пациента | Ориентировочное время достижения исхода | Преемственность и этапность оказания медицинской помощи при данном исходе |
При формировании клинического протокола медицинской организации целесообразно ориентироваться на те желаемые исходы, которые обозначены в федеральном протоколе. В то же время, на уровне организации необходимо детализировать графу «Преемственность и этапность оказания медицинской помощи при данном исходе», указав, в частности, ориентировочные сроки достижения результатов (например, постановка диагноза), показания для перевода или консультации специалистом.
3.7. Дополнительные стандартные операции и процедуры по выполнению клинического протокола
Стандартные операции и процедуры (СОПы) - документально оформленные инструкции по выполнению рабочих процедур. В рамках клинических протоколов - это процедуры, обеспечивающие выполнение требований клинического протокола (оказание предусмотренных протоколом медицинских услуг, назначение лекарственных средств, обеспечение преемственности и этапности в оказании медицинской помощи; управление качеством медицинской помощи с использованием протокола).
Стандартные операции и процедуры определяются в каждой медицинской организации индивидуально, поскольку зависят от ее типа, мощности, структуры, материально-технического обеспечения, укомплектованности кадрами и др. факторов, которые невозможно учесть на федеральном уровне. Стандартные операции и процедуры по выполнению предусмотренных протоколом медицинских услуг должны включать (см. также раздел 3.2.):
- подразделение, где выполняются медицинские услуги и специалистов, их выполняющих;
- время выполнения медицинских услуг (от момента обращения в амбулаторно-поликлиническое учреждение или поступления в стационар);
- особые указания (например, особенности назначения дорогостоящих услуг).
Стандартные операции и процедуры по выполнению требований к лекарственному лечению должны включать (см. также раздел 3.3.):
- время назначения лекарственных средств (от момента обращения в амбулаторно-поликлиническое учреждение или поступления в стационар);
- при необходимости - указание на специалиста, назначающего лекарственное средство, или иные особые указания (указание на те лекарственные средства, которые назначаются только после консультации с клиническим фармакологом, клинико-экспертной комиссией, узкими специалистами, особенности назначения дорогостоящих препаратов, др.)
Для медицинских услуг и лекарственных средств дополнительного перечня определяются критерии и правила их назначения с учетом описания алгоритмов выполнения услуг и назначения лекарственных средств, представленных в федеральном протоколе ведения больных.
Кроме того, в клиническом протоколе должны быть представлены стандартные операции и процедуры, обеспечивающие преемственность и этапность оказания медицинской помощи. Они включают:
- показания для направления на консультацию к специалистам, в специализированные учреждения; на госпитализацию; на санаторно-курортное лечение (если таковые предусмотрены клиническим протоколом);
- определение сроков оказания медицинской помощи в конкретных подразделениях медицинской организации;
- перечень медицинских организаций, в которых больные могут получать помощь за пределами настоящей организации и процедуры направления пациентов в соответствующие организации;
- частота обходов заведующими отделениями или сотрудниками кафедр;
- частота написания эпикризов (этапных);
- графики забора материала;
- графики работы вспомогательных служб (физиотерапевтического отделения, отделения лечебной физкультуры и др.)
Здесь могут также быть указаны: внешние консультации, порядок перевода в отделение, кто в какое время, на каком основании принимает решение.
Критерии назначения медицинских услуг и лекарственных средств из дополнительных перечней описываются в виде текста - комментария к таблицам.
Стандартные операции и процедуры, обеспечивающие преемственность и этапность оказания медицинской помощи, представляются как комментарий к таблице, описывающей исходы.
3.8. Ключевые индикаторы качества медицинской помощи
По каждому клиническому протоколу должны быть определены ключевые индикаторы качества медицинской помощи – показатели, по которым можно оценить качество медицинской помощи больным, проведенным согласно клиническому протоколу (Приложение 7).
При определении ключевых индикаторов качества медицинской помощи члены рабочей группы должны ориентироваться на то, что в понятие качество медицинской помощи входят такие составляющие как:
- результативность (медицинская и социальная эффективность) – степень достижения желаемого результата;
- экономическая эффективность, экономичность – наиболее рациональное использование ресурсов; соотношение затрат и результатов, рассчитанных по одной из методик клинико-экономического анализа;
- приемлемость – соответствие оказанной помощи ожиданиям, пожеланиям и надеждам пациентов или их родственников;
- законность – соответствие социальным предпочтениям, выраженным в этических принципах или законах, нормах и правилах;
- справедливость – соответствие принципу, который определяет, что является обоснованным или законным при распределении медицинской помощи и льгот среди населения.
Индикаторы качества должны отвечать следующим критериям:
- отражать наиболее важные с медицинской, социальной и экономической точки зрения элементы лечебно-диагностического процесса и достигнутого результата;
- носить опережающий (перспективный) по сравнению со сложившейся медицинской практикой характер;
- иметь количественное выражение (например, доля больных, получивших ту или иную услугу (лекарство);
- могут быть рассчитаны на основе сведений, обычно вносимых в медицинскую документацию (карты амбулаторного пациента, карты стационарного больного, рецепты, статистические талоны или др.), в виде исключения при наличии веского обоснования в протоколе следует отмечать, что в медицинской документации необходимо фиксировать дополнительные данные.
При выборе индикаторов качества следует учитывать, что затраты на их определение (в т.ч. и время, которое должен затратить медицинский персонал) не должны превышать потенциальную пользу от проводимых мероприятий по совершенствованию качества помощи.
В клиническом протоколе должен быть представлен ориентировочный нормативный уровень показателя, определяющий минимально приемлемый уровень качества, или несколько различных уровней (например: оптимальный, удовлетворительный и неудовлетворительный).
В качестве индикаторов можно использовать динамику показателей качества жизни больных, при условии, что качество жизни является наиболее важным результатом лечения и измеряется при помощи стандартизированных (валидизированных) методов.
Индикаторы качества могут быть использованы при экспертизе и оценке качества медицинской помощи в соответствии с установленными процедурами: внутреннем контроле качества со стороны заместителя главного врача по лечебной части и клинико-экспертной работе; внешнем контроле со стороны страховых медицинских организаций, органов управления здравоохранением, уполномоченных по качеству медицинской помощи; на этапе самооценки и внешней оценки медицинских организаций при проведении аккредитации и т.д.
При наличии в организации компьютеризированных информационных систем, целесообразно предусматривать автоматическое определение индикаторов качества и отражение отклонений от согласованных нормативных уровней.
4. Мониторирование клинического протокола
Мониторирование клинического протокола заключается в систематической оценке степени соблюдения установленных требований, выявлении причин отклонений, внесении при необходимости изменений (уточнений) в содержание протокола, оценке эффективности и последствий внедрения протокола, а также планировании и проведении мероприятий по непрерывному управлению качеством медицинской помощи на основе протокола. Мониторирование осуществляется в 2 этапа:
- 1-й этап: период внедрения протокола – первый год после утверждения и внедрения на уровне медицинской организации. Задача первого этапа – разработка и реализация плана мероприятий по обеспечению соблюдения требований клинического протокола.
- 2-й этап: текущее мониторирование – 2-й год после внедрения и далее систематически. Задача второго этапа – мониторинг качества оказания медицинской помощи с использованием ключевых индикаторов, указанных в протоколах.
Задача определения степени соблюдения требований протокола может быть более успешно решена, если в медицинской организации существует возможность встраивания клинических протоколов в автоматизированные информационные системы. При наличии в организации систем, содержащих информацию о выполненных услугах и назначенных лекарственных средствах, целесообразно автоматизировать функцию определения их соответствия требованиям протокола и оценки качества помощи по предусмотренным протоколом индикаторам с отражением отклонений от согласованных нормативных уровней.
В этом случае не требуется дополнительных усилий для сбора информации о соблюдении требований протокола; она генерируется автоматически и подлежит анализу в определенные моменты времени (раз в квартал, раз в год, при наличии жалоб со стороны пациентов и т.п.).
При отсутствии автоматизированных систем и недостаточных возможностях для их разработки оценку степени соблюдения требований протокола на различных этапах его внедрения и применения можно проводить путем выборочного анализа оказанной помощи, для чего используется Карта мониторирования.
В Карту мониторирования заносятся сведения обо всех оказанных пациентам за определенный период услугах и назначенных лекарственных средствах, а также основные сведения о пациенте (пол, возраст, диагноз основной и сопутствующий, критерии постановки диагноза, позволившие отнести пациента к конкретной модели; осложнения, нежелательные побочные эффекты терапии; достигнутые результаты). Заполнение Карт мониторирования производится лечащими врачами.
При отклонении от требований протокола (неоказании услуг или не назначении лекарственных средств, входящих в основной список) в Карты следует вносить комментарий – объяснение, почему не были выполнены требования протокола. Возможные варианты подобного комментария: наличие противопоказаний у пациента (указать, какие); отсутствие оборудования для выполнения услуги; отсутствие специалиста; отсутствие расходных материалов; отсутствие лекарственных средств; не считаю необходимым обоснование; другое (что именно).
Карты также должны предусматривать возможность: указания на использование услуг и лекарственных средств, не предусмотренных клиническим протоколом; описания проблем при работе с клиническим протоколом; внесения предложений по актуализации клинического протокола.
Случаи заболеваний, на которые заполняются Карты, отбираются случайным методом в подразделениях медицинской организации, оказывающих помощь по соответствующему протоколу. Процедура формирования выборки должна быть описана, при этом должен использоваться метод случайного отбора, который обеспечивает репрезентативность выборки; например, все пациенты с соответствующим диагнозом, обратившиеся за медицинской помощью к специалисту (участковому терапевту, врачу общей практики) в определенный день (неделю, месяц в зависимости от распространенности заболевания).
Собранная информация используется для анализа соответствия объема и качества оказанной медицинской помощи требованиям клинического протокола. При этом определяются индикаторы качества медицинской помощи и такие показатели как:
- Доля случаев оказания медицинской помощи, в которых был полностью выполнен основной объем помощи (полное соответствие оказанных медицинских услуг основному перечню);
- Доля случаев оказания медицинской помощи, в которых услуги из дополнительного перечня вообще не указаны (т.е. ведение больного проводилось за счет основного перечня);
- Доля случаев оказания медицинской помощи, в которых оказывались услуги, не предусмотренные протоколом; их ассортимент и частота;
- Доля случаев оказания медицинской помощи, в которых был достигнут запланированный протоколом результат (исход) оказания медицинской помощи.
По результатам анализа формируются предложения по актуализации клинического протокола (при необходимости) и рекомендации по совершенствованию оказания медицинской помощи в медицинской организации.
5. Приложение
Приложение 1. Форма протокола заседания рабочей группы.
Приложение 2. Оценка компетентности экспертов.
Приложение 3. Формирование экспертной группы.
Приложение 4. Методики принятия решения.