Раздел II. Доступная и качественная медицинская помощь
2. Обеспечивающие ресурсы
Далее про три обеспечивающих инфраструктурных блока:
- блок экономический (сколько должна медицинская помощь и как тратить деньги;
- блок информационный (электронное здравоохранение);
- блок законодательного и правового обеспечения Концепции.
2.1. Экономический блок
Одноканальное финансирование
Любая услуга стоит денег. В советские времена платило государство. В 1993 году в дополнение к бюджетной системе здравоохранения была создана система обязательного медицинского страхования (ОМС), в результате в России сложилась уникальная бюджетно-страховая модель финансирования государственной системы здравоохранения. Количество источников, из которых здравоохранение стало получать деньги, увеличилось (многоканальное финансирование).
В рамках Концепции развития здравоохранения осуществлён с 1 января 2011 года переход на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи — через систему обязательного медицинского страхования (Федеральный закон № 326 от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»). Для одноканального финансирования предприняты следующие шаги:
- Переход от системы единого социального налога на страховые взносы. Страховые принципы формирования платежей с точки зрения установления разного рода стимулирующих режимов, например, к здоровому образу жизни, гораздо ближе к страхованию, нежели к налогообложению. Страховые взносы работодателей установлены в размере 5,1% от фонда оплаты труда, при этом установлено предельное значение годового фонда оплаты труда, сверх которого уплата страховых взносов не производится.
- Переход на единые способы установления платежей на неработающее население (раньше решение об установлении платежей на неработающее население всегда лежало на самом субъекте Российской Федерации, но регионы предпочитали выделять меньше (то есть заявлять о дефиците), чтобы получать дотации из федерального бюджета).
Государственные гарантии
С 1998 года Правительством РФ ежегодно принимается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которая обеспечивалась за счёт средств бюджетной системы РФ (63,4%) и средств системы ОМС (36,6%).
Но было две больших проблемы:
- Недофинансирование, как за счёт средств бюджета, так и финансового обеспечения программ ОМС. Работодатель, плативший за работающих, платил с белой зарплаты; регионы, платившие за неработающих, сознательно занижали расчёты, чтобы создать дефицит и получить дотации из центра.
- Большое различие среди субъектов Российской Федерации в части реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
Например, норматив финансового обеспечения медицинской помощи на 1 жителя в Ингушетии составляет около 2,5 тысяч рублей, а в Чукотском автономном округе он достигает 30 тысяч рублей. Понятно, что это очень существенное ограничение в доступности медицинской помощи. И ещё в 58 регионах подушевой тариф обеспечения программы госгарантий ниже, чем установленный в среднем по Российской Федерации.
Что предлагается для исправления ситуации:
- Конкретизировать систему формирования государственных гарантий, законодательно разложить «кто за кого и сколько платит», ввести критерии и порядок оценки эффективности и, что главное, установить ответственность за неисполнение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
- Принятый Правительством норматив финансового обеспечения должен быть обеспечен на всей территории Российской Федерации. Это самое главное новшество. То есть, минимум должен быть обеспечен на всей территории Российской Федерации. При этом подушевой норматив, который устанавливается Правительством, должен быть посчитан с учётом стандартов медицинской помощи (об этом ниже). Это и есть базовый минимальный пакет государственных гарантий.
- Также впервые также создаётся Федеральный финансовый фонд, который специально предназначен для выравнивания финансовых ситуаций между регионами (федеральная доплата дефицитарным регионам).
- Доплачивать за лечение, которое выйдет за рамки госгарантий, придётся гражданам. Но теперь уже — в кассу, и вполне официально. Для этого введены новые организационно-правовые формы медицинских организаций (автономные организации).
Эти нововведения и в прессе, и в выступлении Генерального директора ВОЗ отмечены, как передовой опыт в мире. Американцы настолько заинтересовались, что сами переводили нашу Концепцию и использовали некоторые положения для планов реформирования своего здравоохранения.
Стандартизация медицинской помощи
Безусловно, залогом качественной медицинской помощи является её унификация на основе единых для всей территории страны порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Обязательность исполнения и единое содержание гарантирует доступную качественную медицинскую помощь «от Москвы до самых до окраин».
На конец 2010 года уже разработано и принято более 750 стандартов и 18 порядков оказания медицинской помощи.
Порядок оказания медицинской помощи представляет собой определённые требования. Например, как должны быть оснащены медицинское учреждение, кабинет или машина Скорой помощи; сколько человек должны работать в том или ином подразделении, какая норма нагрузки; какова должна быть последовательность лечебно-диагностических мероприятий, куда и когда передавать пациента и т.д.
Стандарт оказания медицинской помощи включает в себя необходимые медицинские манипуляции, применение конкретных лекарств, возможность оперативного вмешательства и другие методы лечения и т.д.
почитать дополнительно
про стандарты
Стандарты создаются на базе методических рекомендаций (гайдлайнов, руководств), которые разрабатываются международным/отечественным профессиональными сообществами (ассоциациями) и содержат сведения по профилактике, диагностике, лечению конкретных заболеваний и синдромов.
Обратите внимание, специалисты Минздрава не рассматривают стандарт как минимальный уровень оказания помощи, а рассматривают как минимально достаточный. Помните определение качественной медицинской помощи? Это та помощь, которая обеспечивает лучшие результаты на базе современного уровня знаний и технологий при минимально необходимых тратах на эту помощь).
Стандарты и Порядки являются фундаментом Программы государственных гарантий. На базе этих документов создаётся список жизненно важных лекарственных средств, который не живёт отдельно от этих документов, он формируется из них.
Кроме того, стандарты и порядки позволяют по каждому законченному случаю оценивать качество медицинской помощи. На этой основе вырабатывается система ранжированной оплаты труда медицинского персонала.
Таким образом, сами медицинские стандарты, не являясь финансовыми документами, приобретают экономическую составляющую и становятся медико-экономическими стандартами.
Далее в файле Ключевые направления модернизации здравоохранения
• Демографическая ситуация в Российской Федерации.
• Цели и задачи Концепции развития здравоохранения до 2020 года.
• Формирование здорового образа жизни.
• Переход к трёхуровневой системе оказания медицинской помощи.
• Государственные гарантии и стандартизация медицинской помощи.
• Информатизация здравоохранения. Правовое обеспечение концепции.
• Кадры: диспропорции, регистр специалистов, кадровая политика.
• Новые организационно-правовые формы (автономные учреждения).
• Презентация (формат pptx). Текстовкой является данный файл.
Дата создания файла: 12.01.2011
Документ изменён: 20.01.2011
Copyright © Ванюков Д.А.