Новые организационно-правовые формы медицинских организаций
Согласно Федеральному закону № 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) формируется три вида учреждений: бюджетное учреждение с расширенным объёмом прав, автономное учреждение и казённое учреждение.
В сфере здравоохранения казёнными останутся психиатрические стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.
Большая часть лечебно-профилактических учреждений, сохранив наименование бюджетных, по статусу приравнена к автономным.
Главное отличие в финансирование. Казённые учреждения, как и раньше, будут финансироваться по смете и, в отличие от автономных, не будут отвечать по своим обязательствам имуществом. Автономные учреждения будут получать бюджетные субсидии на соответствующее госзадание. Субсидии будут учитывать все расходы на содержание зданий, имущество, стоимость услуг, оплату персонала и т.д.
Фактически это означает легализацию платных услуг. Поскольку, выполнив госзадание, подкрепленное соответствующими субсидиями, лечебно-профилактическое учреждение будет «вброшено» в рынок, и будет нести ответственность своим имуществом. Но есть два условия:
- Приносящая доход деятельность должна служить целям, ради которых создано учреждение.
- Платные услуги можно выполнять только сверх установленного госзадания, а также в рамках госзадания, если это установлено в законе.
Должны заработать рыночные (конкурентные) механизмы, а именно:
- Выбор гражданами лечебно-профилактического учреждения (когда это возможно) на основе рейтингов. В открытом доступе будут находиться сведения о квалификации медицинского персонала, рейтинги учреждений (самые лучшие, самые худшие), информирующие пациента о качестве работы заведения.
- Там, где это возможно (например, в крупных городах) лечебно-профилактические учреждения будут вступать в конкурентную борьбу между собой по критерию качества за шанс получить государственный заказ.
- Финансирование лечебно-профилактического учреждения и оплата труда медицинских работников должны быть привязаны к объёмам и качеству оказанной медицинской помощи. При уменьшении объёма, снижении качества оказываемых услуг пропорционально уменьшается финансирование.
Такая свобода требует навыков финансового планирования достаточно высокого уровня и значительно увеличивает ответственность лиц, принимающих решения. В целом, как показывает практика, в рыночных условиях выживают те предприятия:
- Чьи услуги востребованы или кто умеет продавать свои услуги.
- Где у руля находится инициативное и прогрессивное руководство (лучше команда, а не одиночка).
- Где сформирован лояльный коллектив.
Источники
- Давыдов М.И., Мелянченко Н.Б. Куда идёт наш караван... // Медицинская газета. — 2006. — №№ 75, 76.
- Библиотека проектов реформы здравоохранения (http://zdravinform.org/)
- Блог Минздравсоцразвития России (http://blog.minzdravsoc.ru/)
- Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. (http://zdravo2020.ru/) — Экспертная площадка открытого обсуждения Концепции (закрыта в 2008 году).
- Мелянченко Н.Б. Общие методологические подходы к стратегии развития здравоохранения РФ (на период 2008-2017 г.г.) — М., 2007. — 305 с.
- Министерство здравоохранения и социального развития (http://www.minzdravsoc.ru/)
Далее в файле Ключевые направления модернизации здравоохранения
• Демографическая ситуация в Российской Федерации.
• Цели и задачи Концепции развития здравоохранения до 2020 года.
• Формирование здорового образа жизни.
• Переход к трёхуровневой системе оказания медицинской помощи.
• Государственные гарантии и стандартизация медицинской помощи.
• Информатизация здравоохранения. Правовое обеспечение концепции.
• Кадры: диспропорции, регистр специалистов, кадровая политика.
• Новые организационно-правовые формы (автономные учреждения).
• Презентация (формат pptx). Текстовкой является данный файл.
Дата создания файла: 12.01.2011
Документ изменён: 20.01.2011
Copyright © Ванюков Д.А.