ПРИЛОЖЕНИЕ 4
9. Гигиеническое воспитание
В соответствии с требованиями специальности в области гигиенического воспитания специалист должен знать и уметь:
1. Общие знания и умения
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- директивные и нормативные акты, определяющие деятельность органов здравоохранения и учреждений госсанэпиднадзора;
- Устав и правила внутреннего распорядка учреждения, должностные инструкции;
- правовые аспекты деятельности специалиста по гигиеническому воспитанию;
- основы медицины катастроф;
- оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях;
- повышение профессионального уровня знаний, умений и навыков.
2. Специальные знания и умения
2.1. Знать организацию:
- скорой медицинской помощи населению;
- санитарно-противоэпидемической помощи населению;
- медицинской помощи и санитарно-противоэпидемических мероприятий в очагах массового поражения при чрезвычайных ситуациях;
- деятельности центров медицинской профилактики и центров госсанэпиднадзора всех уровней, отделений и кабинетов медицинской профилактики, входящих в состав лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения;
- деятельности фармакологических учреждений;
- деятельности санаторно-курортных учреждений.
2.2. Владеть основами:
- здорового образа жизни;
- медицинской статистики, учета и анализа основных показателей здоровья населения;
- медицинского страхования и деятельности медицинских учреждений в условиях бюджетно-страхового принципа финансирования здравоохранения;
- первичной и вторичной профилактики основных групп инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- иммунобиологии, специфической профилактики инфекционных заболеваний;
- социальной гигиены и организации здравоохранения;
- общей гигиены, личной гигиены, гигиены труда и профессиональных заболеваний, коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены детей и подростков;
- дезинфекционного дела;
- дозиметрии ионизирующих излучений.
2.3. Знать:
- физиологию человека различного возраста в объеме среднего медицинского образования;
- причины возникновения патологических процессов и механизмы их развития при основных видах инфекционной и неинфекционной патологии;
- вопросы медицинского обслуживания участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и населения, подвергшегося радиационному воздействию вследствие аварий;
- вопросы медицинского обслуживания участников войн;
- вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, основы работы медико-социальной экспертной комиссии.
2.4. Владеть:
- методиками социологических и психофизических методов исследования, уметь под руководством врача интерпретировать их результаты с целью определения уровня и качества жизни индивидуума;
- основами статистических методов обработки результатов социологических, демографических, эколого-гигиенических и других эпидемических массовых обследований;
- методами дозиметрического контроля;
- методами изучения уровня и динамики санитарной культуры населения;
- методами и средствами гигиенического обучения и воспитания среди различных возрастных и профессиональных групп населения.
2.5. Уметь:
- организовать проведение различных массовых мероприятий;
- оказать организационную помощь специалистам учреждения при подготовке лекций, бесед, оформления санбюллетеня и тематических выставок;
- создать банк санпросветлитературы, лекций, бесед, статей медицинского профиля из периодической печати для использования в работе сотрудниками учреждения с населением;
- составить сводный статистический отчет по вопросам гигиенического обучения, воспитания и профилактики;
- собрать опросные листы и провести предварительное их обобщение;
- провести инструментальные исследования (антропометрия, измерение артериального давления, взвешивание и пр.) пациентов в ЛПУ, а также в консультативно-оздоровительных отделениях Центров медицинской профилактики;
- пользоваться компьютерной техникой.
Чтобы просмотреть квалификационные характеристики по другим
специальностям средних медицинских работников, вернитесь
к списку специальностей