ПРИЛОЖЕНИЕ 4
3. Акушерское дело
В соответствии с требованиями специальности в области акушерского дела специалист должен знать и уметь:
1. Общие знания
- профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность специалиста;
- основы законодательства и права в здравоохранении;
- основы медицинского страхования;
- законодательные и директивные документы, определяющие акушерско-гинекологическую помощь в стране;
- показатели материнской и перинатальной смертности и роль акушерки в их снижении;
- теоретические основы акушерского дела;
- психологию профессионального общения;
- медицинскую этику и деонтологию;
- основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики акушерско-гинекологической патологии;
- организацию ухода за больными на основе этапов сестринского процесса;
- структуру лечебно-профилактических учреждений;
- структуру учреждений родовспоможения, назначение подразделений;
- виды, формы и методы реабилитации;
- показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств, нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении;
- методы и средства гигиенического воспитания, роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения;
- основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
- систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и персонала медицинского учреждения;
- организацию делопроизводства и учетно-отчетной деятельности структурного подразделения, основные виды медицинской документации;
- охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
- функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала;
- основы медицины катастроф.
2. Общие умения
- анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
- владеть коммуникативными навыками общения;
- выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями и врачебными назначениями;
- осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за беременными и больными с акушерской патологией;
- оценивать состояние и выделять ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях, травмах, отравлениях; проводить сердечно-легочную реанимацию;
- оценивать действие лекарственных средств у конкретного пациента, оказать экстренную доврачебную помощь при лекарственном отравлении;
- подготовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным исследованиям;
- выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа, контролировать выполнение назначенной врачом диеты;
- соблюдать правила получения, хранения и использования лекарственных средств;
- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
- повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.
3. Специальные знания
3.1. В области акушерства:
- основные вопросы физиологии у здоровых женщин и при акушерской патологии;
- физиологию и патологию беременности, родов и послеродового периода у здоровых женщин и в группах риска;
- инфекции при беременности; внутриутробные инфекции;
- принципы профилактики мастита после родов;
- влияние производственных факторов на специфические функции женского организма;
- вопросы асептики и антисептики в акушерстве;
- санэпидрежим акушерского стационара;
- принципы обезболивания в акушерстве, основы интенсивной терапии и реанимации у женщин и новорожденных;
- основы фармакологии в акушерстве;
- основные методы оперативного акушерства;
- роль акушерки в обеспечении безопасного материнства.
3.2. В области гинекологии:
- процесс и этапы деятельности специалиста в гинекологии (обследование, выявление проблем пациента при гинекологической патологии, планирование действий акушерки, реализация, оценка достигнутого);
- современные методы профилактики и лечения акушерско-гинекологической патологии;
- основы онкологической настороженности в целях профилактики и ранней диагностики злокачественных новообразований у женщин;
- ранние симптомы рака шейки матки, молочных желез, опухолевидных образований матки и придатков, внематочной беременности, «острого живота» и др.;
- особенности наблюдения за беременной в условиях женской консультации;
- проведение диспансеризации здоровых женщин; женщин с гинекологическими заболеваниями;
- особенности санитарно-эпидемиологического режима в гинекологическом стационаре, женской консультации;
- оборудование и оснащение операционных, палат интенсивной терапии и реанимации;
- гинекологические заболевания у девочек;
- основные методы оперативного лечения гинекологических больных;
- особенности предоперационной подготовки и послеоперационного ухода;
- планирование семьи и современную контрацепцию;
- заболевания, передаваемые половым путем, ВИЧ/СПИД;
- особенности работы акушерки на фельдшерско-акушерском пункте, здравпункте.
3.3. В области педиатрии с детскими инфекциями:
- основные принципы организации лечебно-профилактической помощи детям;
- основы законодательства об охране здоровья матери и ребенка;
- основные этапы внутриутробного развития плода, влияние вредных факторов на плод;
- оценка состояния новорожденного;
- особенности санитарно-эпидемиологического режима в отделениях новорожденных;
- этапы сестринского процесса в неонатологии (выявление проблем ребенка и семьи, планирование действий акушерки, реализация, оценка достигнутого);
- основные заболевания плода и новорожденного, тактика действий акушерки при них;
- календарь профилактических прививок;
- особенности работы акушерки с женщинами и новорожденными на фельдшерско-акушерском пункте.
4. Специальные умения
4.1. В акушерстве:
- собрать информацию о заболеваниях беременной женщины, течении беременности;
- выявить факторы риска возникновения акушерской патологии;
- выявить ранние признаки беременности, определить ее сроки, положение плода, размеры таза;
- владеть навыками обследования, диагностики, наблюдения, родоразрешения, ухода при физиологических акушерских состояниях;
- распознавать акушерскую патологию и определять тактику действий акушерки;
- определять группу крови и Rh-фактор у беременной, выполнять переливания крови по назначению и под руководством врача;
- владеть навыками ухода за беременными при акушерской патологии;
- установить причину кровотечения;
- своевременно выявить осложнения беременности (токсикозы 1-2 половины, узкий таз, кровотечение, многоплодие, неправильное положение плода и др.);
- своевременно выявить осложнения течения родов, изменения в состоянии роженицы, оказать доврачебную помощь;
- проводить профилактику и борьбу с кровотечением при угрозе разрыва матки, преэклампсии, оказать доврачебную помощь;
- проводить профилактику трещин сосков и мастита после родов;
- выявить признаки послеродовых заболеваний, оказать доврачебную помощь;
- осуществлять уход за больными в послеоперационный период, уход при осложнениях послеоперационного периода.
4.2. В области гинекологии:
- распознавать гинекологические заболевания;
- провести основные виды гинекологических исследований;
- подготовить женщину к гинекологическому обследованию и операции;
- владеть методами наружного и влагалищного исследования беременных, здоровых женщин и гинекологических больных;
- владеть техникой осмотра матки «в зеркалах», пальпации молочных желез;
- проводить консультирование по вопросам планирования семьи, подготовке беременной к родам, гигиене брака, пропаганде грудного вскармливания.
4.3. В педиатрии:
- владеть основными методами борьбы с асфиксией плода и первичной реанимации новорожденного;
- владеть навыками первичного туалета новорожденного;
- осуществлять уход за новорожденным;
- владеть методами раннего прикладывания к груди новорожденного и борьбы за грудное вскармливание;
- использовать систему мониторирования жизненно важных функций организма ребенка и по их показателям определять изменения в состоянии новорожденного.
5. Манипуляции
- измерить массу, рост, АД беременной, провести наружное и внутреннее акушерское исследование;
- исследовать пробу мочи беременной на наличие белка;
- при влагалищном исследовании в родах установить степень раскрытия шейки матки, целостность плодного пузыря, предлежащую часть, виды предлежания головки, предлежание плаценты и др.;
- принять физиологические роды и оказать типичное акушерское пособие;
- провести внутривенные вливания, трансфузию крови под наблюдением врача;
- провести ручное обследование и массаж матки при акушерском кровотечении;
- зашить разрывы влагалища и промежности 1-2 степени;
- перевязать и обработать пуповину;
- провести антропометрию новорожденного;
- провести осмотр последа и определить дефекты плаценты;
- алгоритм действий при первичной реанимации новорожденного;
- выполнить влагалищные процедуры по назначению врача (обработка шейки матки, спринцевание, ванночки и др.);
- владеть техникой сестринских манипуляций.
Чтобы просмотреть квалификационные характеристики по другим
специальностям средних медицинских работников, вернитесь
к списку специальностей