ПРИЛОЖЕНИЕ 3
15. Сестринское дело
1. Общие положения
1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области сестринского дела допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело» или среднее медицинское образование, диплом по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», сертификат по специальности «Сестринское дело».
1.2. Специалист по сестринскому делу непосредственно подчиняется врачу, с которым он работает, старшей медицинской сестре отделения.
1.3. В своей работе руководствуется настоящим Положением, законодательными и нормативными документами Российской Федерации по вопросам здоровья населения, а также распоряжениями и указаниями вышестоящих органов и должностных лиц.
1.4. Специалист по сестринскому делу используется на должностях, соответствующих специальности «Сестринское дело». Назначение и увольнение осуществляется руководителем учреждения в установленном порядке.
2. Обязанности
2.1. Общие положения:
- рационально организовывать свой труд в отделении, подразделении или кабинете лечебно-профилактического учреждения;
- обеспечить инфекционную безопасность (соблюдать правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, асептики, правильно хранить, обрабатывать, стерилизовать и использовать изделия медицинского назначения);
- осуществлять все этапы сестринского процесса при уходе за пациентами (оценку состояния пациента, интерпретацию полученных данных, планирование и осуществление ухода, оценку достигнутого);
- своевременно и качественно выполнять профилактические и лечебно-диагностические процедуры, назначенные врачом. Ассистировать при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях;
- оказывать неотложную доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф с последующим вызовом врача к пациенту или направлением его в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение;
- вводить лекарственные препараты, противошоковые средства (при анафилактическом шоке) больным по жизненным показаниям (при невозможности своевременного прибытия врача к пациенту) в соответствии с установленным порядком действий при данном состоянии;
- сообщать врачу или заведующему, а в их отсутствие, дежурному врачу о всех обнаруженных тяжелых осложнениях и заболеваниях пациентов, осложнениях, возникших в результате проведения медицинских манипуляций или о случаях нарушения внутреннего распорядка учреждения;
- обеспечивать правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов, соблюдение правил приема лекарств пациентами;
- взаимодействовать с коллегами и сотрудниками других служб в интересах пациента;
- вести утвержденную медицинскую учетно-отчетную документацию;
- систематически повышать свою профессиональную квалификацию;
- проводить санитарно-просветительную работу по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
2.2. В больничных учреждениях:
- осуществлять прием вновь поступивших пациентов, знакомить их с правилами внутреннего распорядка и назначенного режима в отделении и контролировать их выполнение;
- обеспечивать безопасную среду для пациента в стационаре;
- принимать непосредственное участие в обходе больных лечащим или дежурным врачом, сообщать им сведения об изменениях в состоянии здоровья пациентов;
- проводить качественную и своевременную подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям;
- владеть методиками простейших лабораторных исследований (мочи на белок, сахар, определение гемоглобина и скорости оседания эритроцитов - СОЭ);
- контролировать работу младшей медицинской сестры по уходу.
2.3. В амбулаторно-поликлинических учреждениях:
- подготовить амбулаторных прием врача: подготовка рабочего места, приборов, инструментария, индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов и других статистических медицинских бланков, своевременно получать результаты лабораторных и других исследований и расклеивать их по амбулаторным картам;
- подготовить больного к амбулаторному приему врача: измерить артериальное давление, провести термометрию и другие медицинские исследования и манипуляции в пределах своей компетенции или по поручению врача;
- заполнять карты экстренного извещения, бланки направления на лечебно-диагностические исследования, помогать в заполнении посыльных листков во МСЭК, санаторно-курортных карт, выписки из индивидуальных карт амбулаторного больного. Вносить в индивидуальную карту амбулаторного больного данные флюорографического и других исследований;
- объяснять пациенту способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и функциональным исследованиям;
- проводить отбор материала для бактериологических исследований в соответствии с назначениями врача;
- проводить под руководством и контролем врача профилактические прививки;
- обучать членов семьи организации безопасной среды для пациента;
- осуществлять уход и обучение уходу членов семьи в период болезни и реабилитации пациента;
- проводить обучение по организации безопасной среды и ухода за пациентами на дому;
- регулярно повышать квалификацию.
3. Права
3.1. Получать информацию, необходимую для четкого выполнения своих профессиональных обязанностей.
3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы медицинской сестры и организации сестринского дела в учреждении.
3.3. Требовать от старшей медицинской сестры отделения обеспечения поста (рабочего места) оборудованием, оснащением, инструментарием, предметами ухода и т. д., необходимыми для качественного выполнения своих функциональных обязанностей.
3.4. Повышать свою квалификацию в установленном порядке, проходить аттестацию (переаттестацию) с целью присвоения квалификационных категорий.
3.5. Участвовать в работе профессиональных медицинских ассоциаций.
4. Ответственность
Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Чтобы просмотреть положения о других специальностях
средних медицинских работников, вернитесь
к списку специальностей